Вот решила пройтись по закадровым певицам Болливуда, думаю что их тоже надо знать в лицо
Лата Мангешкар (28 сентября 1929 г) – индийская певица.
Фокусируясь главным образом на фильмах Хинди и Маратхи, она пела более чем на
20-ти основных индийских языках (диалектах).
Лата – вторая индийская певица, получившая Бхарат Ратна (Bharat Ratna) –
самая высокая гражданская честь в Индии. Фактически, никакому другому
индийскому певцу неклассической музыки не предоставляли ничего выше, чем Padma
Bhushan – самая высшая национальная гражданская честь, с апреля 2007 года.
Мангешкар попала в «Книгу Рекордов Гиннеса» (с 1974 – 1991 гг) за
«Наибольшее количество записей» (прим. – записей песен). По сообщениям, она
сделала не менее 25.000 соло, дуэтов и поддержала песни на 20-ти индийских
языках между 1948-1974 гг. (30.000 песен между 1948-1987 гг. – согласно изданию
1987 года). Однако, некоторые источники предполагали, что число песен намного
преувеличено, и сестра Мангешкар – певица Аша Бхосле, сделала большее
количество записей,чем Лата.
БиографияДетство.Лата Мангешкар родилась в семье Maharashtrian в Sikh Mohalla, Индор
(Центральная Индия; ныне Madhya Pradesh). Ее отец Пандит Динанат Мангешкар был
классическим певцом и актером в театре. Ее мать – Шудххамати, была второй женой
Динаната Мангешкара. Первоначальной фамилией семьи была Хардикар, но затем
Пандит Динанат сменил ее на Мангешкар для ассоциации с его родной деревней,
Мангеши в Гоа. А первоначальным именем Латы было Хема, но позже она поменяла
его (Латика, персонаж одной из ролей ее отца, Bhaan Bandhan).
Первым учителем Латы был ее отец Динанат Мангешкар. Она начала работать как
актриса в музыкальных фильмах своего отца (sangeet nataks) в возрасте пяти лет.
Примеры и уроки Динаната оставили сильное впечатление на его дочери, также как
и песни К.Л. Сайгала, который был ее любимым певцом и идолом. Ее формальное
образование было ограничено одним днем в школе. В первый же день (в школе) она
начала преподавать песни другим детям. Когда учитель остановил ее, Лата
настолько обиделась, что прекратила посещать занятия и школу вовсе.
Ранняя карьера в кино (1940).В 1942 году, когда Лате было 13 лет, ее отец умер от болезни сердца. О ней
заботился Винаяк Дамодар Карнатаки (более известный как владелец Винаяк),
близкий друг семьи Мангешкар. Винаяк был владельцем кинокомпании «Navyug
Chitrapat» и отцом актрисы Нанды. Он помог Лате Мангешкар в начале ее карьеры и
стал крестным отцом ее пяти родным братьям.
Первым фильмом Латы в роли актрисы стал «Pahili Mangalagaur» Navyug
Chitrapat's Marathi, (1942), в котором она сыграла эпизодическую роль. А первой
песней была Naatli Chaitrachi Navalai в том же самом фильме, составленная Дада
Чандекаром. Немного ранее, она сделала запись Naachu Ya Gade Khelu Saari Mani
Haus Bhari композитора Садашиврао Неврекар для фильма на Маратхи «Kiti Hasaal»
(1942), продюсером которого был Васант Джоглекар. Однако, песня была удалена из
фильма. Первой песней на языке хинди была Mata Ek Sapoot Ki Duniya Badal De Tu
для фильма на Маратхи «Gajabhau» (1943).
Лата переехала в Мумбаи, когда кинокомпания Винаяка перенесла свой головной
штаб в Мумбаи. Она изучала классическую индийскую музыку при Ustad Amanat Ali
Khan Bhendibazaarwale. Ее первой песней в фильме на хинди была Paa Lagoon Kar
Jori композитора Дата Давджекара, для «Aap Ki Seva Mein» Васанта Джоглекара
(1946). Она и ее сестра Аша играли незначительные роли рядом с Нур Джехан в
первом фильме Винаяка на хинди Badi Maa (1945). Мангешкар была представлена
главному режиссеру Васанту Десаи во время съемок второго фильма Винаяка на
хинди «Subhadra» (1946). После того, как Устад Аманат Али Кхан мигрировал в
Пакистан после разделения Индии в 1947 году, Лата изучала индийскую
классическую музыку при Amanat Khan Devaswale. Она также обучалась у Pandit
Tulsidas Sharma, ученика Ustad Bade Ghulam Ali Khan.
После смерти Винаяка в 1948 году, музыкальный директор Ghulam Haider решил
продвигать Лату Мангешкар именно как певицу. В те годы в фильмах на хинди были
популярны более «тяжелые» голоса, такие как у Noor Jehan, Shamshad Begum and
Zohrabai Ambalewali. Ghulam Haider представил Лату режиссеру Сашадхару
Мукхерджи, который работал над фильмом Shaheed (1948). Но он отклонил голос
Латы как «слишком тонкий». Haider был раздражен этим и смело заявил, что в
будущем режиссеры будут «валяться у ног» Латы, умоляя ее спеть в их фильмах. Он
дал Лате Мангешкар ее первую и главную возможность в песне Dil Mera Toda фильма
«Majboor» (1948).
Изначально, Лата пыталась подражать популярной в то время певице Noor Jehan,
но позже определила свой собственный стиль пения. После замечания Дилип Кумара
по поводу ее акцента на Maharashtrian, Лата взяла уроки языка Урду от учителя
Shafi, так как многие песни тех времен были составлены поэтами именно на языке
Урду.
В конце 1940-х годов несколько крупных режиссеров взяли Лату под свое
покровительство. Ее первым суперхитом была песня Aayega Aanewaala из фильма
Mahal (1949), составленная Кхемчандом Пракашем и представленная Мадхубалой.
Этот фильм стал хитом и поворотным моментом и для Мадхубалы и для Латы
Мангешкар.
Рассвет индийской закадровой исполнительницы в 1950-х гг.В 1950-х годах Лата Мангешкар записывала песни для всех известных
композиторов того времени, включая Anil Biswas, Shankar-Jaikishan, Naushad,
S.D.Burman, C.Ramchandra, Hemant Kumar и Salil Chowdhury. Единственным
исключением был O.P.Nayyar, который никогда не работал с Латой, а
покровительствовал исключительно ее младшей сестре, Аше Бхосле.
Мангешкар пела много классических песен на «раге» (raga-based) для Naushad,
в фильмах подобно Baiju Bawra (1952), Mughal-E-Azam и Kohinoor. Ее первой
песней для Naushad’а была Ae Chorre Ki Jaat Badi Bewafa в дуэте с G. M.
Durrani. Shankar-Jaikishan приглашал Лату исполнять песни во всех фильмах,
которые он ставил; и главным образом для Радж Капура. Эти фильмы включают Aag,
Aah (1953), Shree 420 (1955) и Chori Chori (1956). Сачин Дэв также приглашал
Лату в качестве ведущей закадровой исполнительницы на многие из его фильмов,
включая Sazaa (1951), House No. 44 (1955) и Devdas (1955). Однако, между ними
(Сачин Дэв и Лата) возникли какие-то недоразумения (1957) и она отказалась
записываться с ним до 1962 года. В это время Сачин работал с Гитой Дата и Ашей
Бхосле.
В течении 1950-х годов Лата Мангешкар отдавала предпочтение ее любимому
композитору, Салилу Чоудхари. Свою первую премию Filmfare «Лучшее женское
исполнение» она получила за Aaja Re Pardesi (фильм «Madhumati»), составленную
Чоудхари.
Лата также работала со многими другими выдающимися композиторами: Hemant
Kumar, Khayyam, Ravi, Sajjad Hussain, Roshan, Kalyanji-Anandji, C. Ramchandra,
Vasant Desai, Sudhir Phadke, Hansraj Behl и Usha Khanna.
1960-ые.
В 1960-х Лата стала бесспорной «номер один» среди женских исполнителей. Она
записала песни почти для каждого известного композитора в киноиндустрии, многие
из которых стали хитами.
В 1961 г. Мангешкар сделала первый шаг к примирению с S.D.Burman, поскольку она
записала bhajan, «Allah Tero Naam», для ассистента Burman’а Джайдева. В 1962
году Лата получила вторую награду Filmfare Award за песню Kahin Deep Jale Kahin
Dil («Bees Saal Baad»), составленную композитором Hemant Kumar.
27 июня 1963 года Лата Мангешкар спела патриотическую песню Ae Mere Watan Ke
Logon в присутствии Джавахарлала Нехру (в то время бывший Премьер-министром
Индии). Эта песня, составленная C. Ramchandra и написанная Pradeep, вызвала
слезы на глазах Нехру.
В 1963 году Мангешкар стала вновь сотрудничать с S.D.Burman перемирию
способствовали сын
Burman’а и ассистент R. D. Burman. Она записала множество хитов для S.D.Burman,
таких как Aaj Phir Jeene Ki Tamanna Hai (в дуэте с Kishore Kumar) и Piya Tose
(«Guide», 1965), и Hothon Pe Aisi Baat («Jewel Thief», 1967).
1960-ые также засвидетельствовали начало сотрудничества Мангешкар с
Laxmikant-Pyarelal – музыкальные директоры, для которых она спела большинство
песен в своей карьере. Лата была ответственна за продвижение их музыкальной
карьеры и сделала запись в их первом фильме Parasmani (1963).
Она также исполняла много песен известных композиторов, таких как Hridaynath
Mangeshkar, Vasant Prabhu, Srinivas Khale, Sudhir Phadke и написанные ею
лично(под псевдонимом Anandghan) в фильмах на Маратхи. Также Лата пела песни
композиторов Salil Chowdhury and Hemant Kumar на Бенгали.
Лата Мангешкар записала дуэты со всеми основными певцами того времени, включая
Mukesh, Manna Dey, Mohammed Rafi, and Kishore Kumar.
1970 гг.
В 1971 году был выпущен «Pakeezah» - последний фильм Мины Кумар. Фильм
показал такие хиты, как Chalte Chalte и Inhi Logon Ne в исполнении Латы и
составленные Ghulam Mohammed. Мангешкар записала множество популярных песен для
S.D.Burman’а, включая Rangeela Re («Prem Pujari», 1970), Khilte Hain Gul Yahaan
(«Sharmeelee»,1971) и Piya Bina («Abhimaan», 1973). Ее песни в фильме Chhoti Si
Baat (1974), заглавная песня и Na Jaane Kyon Салила Чоудхари, также стали очень
популярными.
В 1973 году Лата получила национальную премию (National Film Award) «Лучший
женский голос» за Beeti Na Bitai («Parichay»), составленная R.D.Burman и
написанная Gulzar. В 1975 она выиграла ту же награду, но в этот раз за Roothe
Roothe Piya («Kora Kagaz») композитора Kalyanji-Anandji.
Начиная с 1970-х годов, Лата организовывала много концертов в Индии и за
границей, включая благотворительные. Ее первый концерт за границей прошел в
Royal Albert Hall, Лондон, в 1974 году.
В конце 1970-х – начале 1980-х Лата работала с детьми композиторов, с которыми
прежде не сотрудничала. Некоторые из них: Рахул Дэв Бурман (сын S.D.Burman),
Раджеш Рошан (сын Рошана), Ану Малик (сын Сардар Малика), Ананд и Миллинд
(сыновья Читрагупта).
1980 гг.
С начала 1980-х Лата стала отборчивее и сократила количество исполняемых
песен. Теперь она работала в основном только с известными брендами, такими как
Yash Raj Films и Rajshri Productions. Также Мангешкар делала записи для
новичков музыкальной индустрии Ravindra Jain, Bappi Lahiri, Shiv-Hari, Ram
Laxman, A.R.Rahman
В 1990 году Мангешкар запустила собственное кинопроизводство. Ее первый
фильм (и только фильм) «Lekin» провалился. Однако, она получила третью награду
(National Film Award) «Лучшее женское исполнение» за песню Yaara Sili Sili из
ее фильма («Lekin»).
В течении 1990-х она часто пела для Jatin-Lalit, Nadeem-Shravan, Rajesh Roshan.
Мангешкар пела для всего Yash Raj Films и для фильмов их производства, включая
Lamhe (1992), Darr (1993), Yeh Dillagi (1994), Dilwale Dulhaniya Le Jayenge
(1995), Dil To Pagal Hai (1997) и позже в Mohabbatein (2000) иVeer Zaara
(2004). Песни Yash Raj Films были известны их романтическими мелодиями,
ассоциируемые с голосом Латы Мангешкар и песни Kabhi Main Kahun, Hothon Pe Bas
, Hogaya Hai Tujhko, Humko Hamise Churalo и Tere Liye стали классикой.
A.R.Rahman сделал множество записей с Латой в течении того периода. Самые
популярные из них: "Jiya Jale" (фильм «Dil Se», представленная Прити
Зинтой), "Khamoshiyan Gungunane Lagin" (One Two Ka Four), и "O
Paalanhaare" (Lagaan).
В 1999 году был запущен бренд духов, названные ее именем - Lata Eau De
Parfum.
DTC удостаивает Лату Мангешкар в 2007 премии «Пожизненная Индийская
Награда», Мумбаи.
В 2001 году Лата получила награду «Бхарат Ратна» - высшая гражданская
награда Индии. В этом же году она открыла Больницу Динаната Мангешкар в Pune,
управляемую Медицинским Фондом Латы Мангешкар (основанный семейством Мангешкар
в октября 1989 года). В 2005 году Лата разработала коллекцию драгоценностей
«Swaranjali», которая была обработана Adora (индийская компания по экспорту
алмазов). Часть денег была пожертвована для помощи пакистанцам после
землетрясения в 2005 году. Также в 2001 году она сделала первой песни на хинди
для композитора Ilaiyaraaja в фильме Lajja (2001); до этого она записывала
песни Ilaiyaraaja на языках Тамиль и Телугу.
В 2000 Лата Мангешкар, наряду с другими резидентами области Peddar Road в
Мумбаи, выступала против строительства эстакады в области. Она полагала, что
это строительство увеличит загрязнение воздуха и грозилась покинуть город, если
эстакаду все же построят. В 2006 году сообщалось, что она ее сестра Аша купили
квартиры в Parel и планировали покинуть Peddar Road.
21 июня 2007 года Лата выпустила альбом «Saadgi», включающий в себя восемь
песен на Ghazal, композитора Майреша Рай, написанных Джаведом Ахтаром.
«Немузыкальная» карьера.Лата Мангешкар написала первую песню в 1955 году для фильма "Ram Ram
Pavhane". Позже, в 1960-х, она писала песни для фильмов на Маратхи под
псевдонимом "Anand Ghan".
• 1963 - Maratha Tituka Melvava
• 1963 - Mohityanchi Manjula
• 1965 - Sadhi Manase
• 1969 - Tambadi Mati
Она выиграла награду «Лучший музыкальный директор» от Правительства штата
Махараштра за фильм «Sadhi Manase». Песня Airanichya deva tula из того же
фильма получила награду «Лучшая песня».
Съемки.Лата снялась в девяти фильмах:• 1942 - Pahili Mangalagaur (Marathi)
• 1943 - Chimukla Sansaar (Marathi)
• 1943 - Maajhe Baal (Marathi)
• 1944 - Gajabhau (Marathi)
• 1945 - Badi Maa (Hindi)
• 1946 - Jeevan Yaatra
• 1946 - Subhadra
• 1948 - Mandir
• 1952 - Chattrapati Shivaji (Hindi-Marathi), в качестве гостя в одной песне
• 2000 - Pukar (в качестве гостя в песне Ek Tu Hi Bharosa)
Продюсер.Лата является продюсером четырех фильмов:
• 1953 - Vaadal (Marathi)
• 1953 - Jhaanjhar (Hindi), со-продюсер с C. Ramchandra
• 1955 - Kanchan (Hindi)
• 1990 - Lekin (Hindi)
Награды и признания.Лата Мангешкар выиграла несколько наград и почестей, включая Padma Bhushan
(1969), Padma Vibhushan (1999), Dada Saheb Phalke Award (1989), Bharat Ratna
(2001), три национальные премии, и 12 наград от Ассоциации журналистов фильмов
Маратхи. Также она получила четыре награды «Лучшее женское исполнение». В 1969
году она сделала необычный жест, отказавшись от награды «Лучшее женское
исполнение», тем самым, продвигая новый талант. Позже Лате дали пожизненную
награду Filmare за ее достижения (1993).
1984 год – награда Государственного Правительства Мадья Прадеша.
1992 год - награда Государственного Правительства Махараштры.
В 1974 году, Книга Рекордов Гиннеса внесла в список Лату Мангешкар, как
певицу, исполнившую наибольшее количество песен в истории (по сообщениям, это
около 25000 соло, дуэтов, поддержка хоров на 20 индийских диалектах между 1948
– 1974 гг). Этот отчет оспаривался Мохаммедом Рафи, который утверждал, что он
спел около 28000 песен. После смерти Рафи, в издании 1984 года объявили имя
Латы Мангешкар на «Рекордное количество записей», но также и упомянули о
заявлении Рафи. Более позднее издание Книги Рекордов Гиннеса заявило, что
количество песен Латы равняется приблизительно 30000 записей (между 1948 –
1987). Поклонники творчества Латы говорили даже о таких цифрах, как 50000
записей. Однако, по заявлениям критиков и журналистов, даже в самом раннем
издании Книги Рекордов Гиннеса количество песен преувеличено. Сама Лата Мангешкар
сказала, что не ведет учет записанных ею песен и сама не знает, откуда
редакторы Книги Рекордов Гиннеса взяли всю эту информацию. Согласно доступным
отчетам, число песен, спетых Латой (на языках Хинди и Урду) до 1991 года
равняется 5250; общее количество песен, записанных на других языках, намного
меньше. В 1991 году запись о рекорде Латы в Книге Рекордов Гиннеса была удалена
из-за противоречий.
Лата Мангешкар (28 сентября 1929 г) – индийская певица.
Фокусируясь главным образом на фильмах Хинди и Маратхи, она пела более чем на
20-ти основных индийских языках (диалектах).
Лата – вторая индийская певица, получившая Бхарат Ратна (Bharat Ratna) –
самая высокая гражданская честь в Индии. Фактически, никакому другому
индийскому певцу неклассической музыки не предоставляли ничего выше, чем Padma
Bhushan – самая высшая национальная гражданская честь, с апреля 2007 года.
Мангешкар попала в «Книгу Рекордов Гиннеса» (с 1974 – 1991 гг) за
«Наибольшее количество записей» (прим. – записей песен). По сообщениям, она
сделала не менее 25.000 соло, дуэтов и поддержала песни на 20-ти индийских
языках между 1948-1974 гг. (30.000 песен между 1948-1987 гг. – согласно изданию
1987 года). Однако, некоторые источники предполагали, что число песен намного
преувеличено, и сестра Мангешкар – певица Аша Бхосле, сделала большее
количество записей,чем Лата.
БиографияДетство.Лата Мангешкар родилась в семье Maharashtrian в Sikh Mohalla, Индор
(Центральная Индия; ныне Madhya Pradesh). Ее отец Пандит Динанат Мангешкар был
классическим певцом и актером в театре. Ее мать – Шудххамати, была второй женой
Динаната Мангешкара. Первоначальной фамилией семьи была Хардикар, но затем
Пандит Динанат сменил ее на Мангешкар для ассоциации с его родной деревней,
Мангеши в Гоа. А первоначальным именем Латы было Хема, но позже она поменяла
его (Латика, персонаж одной из ролей ее отца, Bhaan Bandhan).
Первым учителем Латы был ее отец Динанат Мангешкар. Она начала работать как
актриса в музыкальных фильмах своего отца (sangeet nataks) в возрасте пяти лет.
Примеры и уроки Динаната оставили сильное впечатление на его дочери, также как
и песни К.Л. Сайгала, который был ее любимым певцом и идолом. Ее формальное
образование было ограничено одним днем в школе. В первый же день (в школе) она
начала преподавать песни другим детям. Когда учитель остановил ее, Лата
настолько обиделась, что прекратила посещать занятия и школу вовсе.
Ранняя карьера в кино (1940).В 1942 году, когда Лате было 13 лет, ее отец умер от болезни сердца. О ней
заботился Винаяк Дамодар Карнатаки (более известный как владелец Винаяк),
близкий друг семьи Мангешкар. Винаяк был владельцем кинокомпании «Navyug
Chitrapat» и отцом актрисы Нанды. Он помог Лате Мангешкар в начале ее карьеры и
стал крестным отцом ее пяти родным братьям.
Первым фильмом Латы в роли актрисы стал «Pahili Mangalagaur» Navyug
Chitrapat's Marathi, (1942), в котором она сыграла эпизодическую роль. А первой
песней была Naatli Chaitrachi Navalai в том же самом фильме, составленная Дада
Чандекаром. Немного ранее, она сделала запись Naachu Ya Gade Khelu Saari Mani
Haus Bhari композитора Садашиврао Неврекар для фильма на Маратхи «Kiti Hasaal»
(1942), продюсером которого был Васант Джоглекар. Однако, песня была удалена из
фильма. Первой песней на языке хинди была Mata Ek Sapoot Ki Duniya Badal De Tu
для фильма на Маратхи «Gajabhau» (1943).
Лата переехала в Мумбаи, когда кинокомпания Винаяка перенесла свой головной
штаб в Мумбаи. Она изучала классическую индийскую музыку при Ustad Amanat Ali
Khan Bhendibazaarwale. Ее первой песней в фильме на хинди была Paa Lagoon Kar
Jori композитора Дата Давджекара, для «Aap Ki Seva Mein» Васанта Джоглекара
(1946). Она и ее сестра Аша играли незначительные роли рядом с Нур Джехан в
первом фильме Винаяка на хинди Badi Maa (1945). Мангешкар была представлена
главному режиссеру Васанту Десаи во время съемок второго фильма Винаяка на
хинди «Subhadra» (1946). После того, как Устад Аманат Али Кхан мигрировал в
Пакистан после разделения Индии в 1947 году, Лата изучала индийскую
классическую музыку при Amanat Khan Devaswale. Она также обучалась у Pandit
Tulsidas Sharma, ученика Ustad Bade Ghulam Ali Khan.
После смерти Винаяка в 1948 году, музыкальный директор Ghulam Haider решил
продвигать Лату Мангешкар именно как певицу. В те годы в фильмах на хинди были
популярны более «тяжелые» голоса, такие как у Noor Jehan, Shamshad Begum and
Zohrabai Ambalewali. Ghulam Haider представил Лату режиссеру Сашадхару
Мукхерджи, который работал над фильмом Shaheed (1948). Но он отклонил голос
Латы как «слишком тонкий». Haider был раздражен этим и смело заявил, что в
будущем режиссеры будут «валяться у ног» Латы, умоляя ее спеть в их фильмах. Он
дал Лате Мангешкар ее первую и главную возможность в песне Dil Mera Toda фильма
«Majboor» (1948).
Изначально, Лата пыталась подражать популярной в то время певице Noor Jehan,
но позже определила свой собственный стиль пения. После замечания Дилип Кумара
по поводу ее акцента на Maharashtrian, Лата взяла уроки языка Урду от учителя
Shafi, так как многие песни тех времен были составлены поэтами именно на языке
Урду.
В конце 1940-х годов несколько крупных режиссеров взяли Лату под свое
покровительство. Ее первым суперхитом была песня Aayega Aanewaala из фильма
Mahal (1949), составленная Кхемчандом Пракашем и представленная Мадхубалой.
Этот фильм стал хитом и поворотным моментом и для Мадхубалы и для Латы
Мангешкар.
Рассвет индийской закадровой исполнительницы в 1950-х гг.В 1950-х годах Лата Мангешкар записывала песни для всех известных композиторов
того времени, включая Anil Biswas, Shankar-Jaikishan, Naushad, S.D.Burman,
C.Ramchandra, Hemant Kumar и Salil Chowdhury. Единственным исключением был
O.P.Nayyar, который никогда не работал с Латой, а покровительствовал
исключительно ее младшей сестре, Аше Бхосле.
Мангешкар пела много классических песен на «раге» (raga-based) для Naushad,
в фильмах подобно Baiju Bawra (1952), Mughal-E-Azam и Kohinoor. Ее первой
песней для Naushad’а была Ae Chorre Ki Jaat Badi Bewafa в дуэте с G. M.
Durrani. Shankar-Jaikishan приглашал Лату исполнять песни во всех фильмах,
которые он ставил; и главным образом для Радж Капура. Эти фильмы включают Aag,
Aah (1953), Shree 420 (1955) и Chori Chori (1956). Сачин Дэв также приглашал
Лату в качестве ведущей закадровой исполнительницы на многие из его фильмов,
включая Sazaa (1951), House No. 44 (1955) и Devdas (1955). Однако, между ними
(Сачин Дэв и Лата) возникли какие-то недоразумения (1957) и она отказалась
записываться с ним до 1962 года. В это время Сачин работал с Гитой Дата и Ашей
Бхосле.
В течении 1950-х годов Лата Мангешкар отдавала предпочтение ее любимому
композитору, Салилу Чоудхари. Свою первую премию Filmfare «Лучшее женское
исполнение» она получила за Aaja Re Pardesi (фильм «Madhumati»), составленную
Чоудхари.
Лата также работала со многими другими выдающимися композиторами: Hemant
Kumar, Khayyam, Ravi, Sajjad Hussain, Roshan, Kalyanji-Anandji, C. Ramchandra,
Vasant Desai, Sudhir Phadke, Hansraj Behl и Usha Khanna.
1960-ые.
В 1960-х Лата стала бесспорной «номер один» среди женских исполнителей. Она
записала песни почти для каждого известного композитора в киноиндустрии, многие
из которых стали хитами.
В 1961 г. Мангешкар сделала первый шаг к примирению с S.D.Burman, поскольку она
записала bhajan, «Allah Tero Naam», для ассистента Burman’а Джайдева. В 1962
году Лата получила вторую награду Filmfare Award за песню Kahin Deep Jale Kahin
Dil («Bees Saal Baad»), составленную композитором Hemant Kumar.
27 июня 1963 года Лата Мангешкар спела патриотическую песню Ae Mere Watan Ke
Logon в присутствии Джавахарлала Нехру (в то время бывший Премьер-министром
Индии). Эта песня, составленная C. Ramchandra и написанная Pradeep, вызвала
слезы на глазах Нехру.
В 1963 году Мангешкар стала вновь сотрудничать с S.D.Burman перемирию
способствовали сын Burman’а и ассистент R. D. Burman. Она записала множество
хитов для S.D.Burman, таких как Aaj Phir Jeene Ki Tamanna Hai (в дуэте с
Kishore Kumar) и Piya Tose («Guide», 1965), и Hothon Pe Aisi Baat («Jewel
Thief», 1967).
1960-ые также засвидетельствовали начало сотрудничества Мангешкар с
Laxmikant-Pyarelal – музыкальные директоры, для которых она спела большинство
песен в своей карьере. Лата была ответственна за продвижение их музыкальной
карьеры и сделала запись в их первом фильме Parasmani (1963).
Она также исполняла много песен известных композиторов, таких как Hridaynath
Mangeshkar, Vasant Prabhu, Srinivas Khale, Sudhir Phadke и написанные ею
лично(под псевдонимом Anandghan) в фильмах на Маратхи. Также Лата пела песни
композиторов Salil Chowdhury and Hemant Kumar на Бенгали.
Лата Мангешкар записала дуэты со всеми основными певцами того времени, включая
Mukesh, Manna Dey, Mohammed Rafi, and Kishore Kumar.
1970 гг.
В 1971 году был выпущен «Pakeezah» - последний фильм Мины Кумар. Фильм показал
такие хиты, как Chalte Chalte и Inhi Logon Ne в исполнении Латы и составленные
Ghulam Mohammed. Мангешкар записала множество популярных песен для
S.D.Burman’а, включая Rangeela Re («Prem Pujari», 1970), Khilte Hain Gul Yahaan
(«Sharmeelee»,1971) и Piya Bina («Abhimaan», 1973). Ее песни в фильме Chhoti Si
Baat (1974), заглавная песня и Na Jaane Kyon Салила Чоудхари, также стали очень
популярными.
В 1973 году Лата получила национальную премию (National Film Award) «Лучший
женский голос» за Beeti Na Bitai («Parichay»), составленная R.D.Burman и
написанная Gulzar. В 1975 она выиграла ту же награду, но в этот раз за Roothe
Roothe Piya («Kora Kagaz») композитора Kalyanji-Anandji.
Начиная с 1970-х годов, Лата организовывала много концертов в Индии и за
границей, включая благотворительные. Ее первый концерт за границей прошел в
Royal Albert Hall, Лондон, в 1974 году.
В конце 1970-х – начале 1980-х Лата работала с детьми композиторов, с которыми
прежде не сотрудничала. Некоторые из них: Рахул Дэв Бурман (сын S.D.Burman),
Раджеш Рошан (сын Рошана), Ану Малик (сын Сардар Малика), Ананд и Миллинд
(сыновья Читрагупта).
1980 гг.
С начала 1980-х Лата стала отборчивее и сократила количество исполняемых
песен. Теперь она работала в основном только с известными брендами, такими как
Yash Raj Films и Rajshri Productions. Также Мангешкар делала записи для
новичков музыкальной индустрии Ravindra Jain, Bappi Lahiri, Shiv-Hari, Ram
Laxman, A.R.Rahman
В 1990 году Мангешкар запустила собственное кинопроизводство. Ее первый
фильм (и только фильм) «Lekin» провалился. Однако, она получила третью награду
(National Film Award) «Лучшее женское исполнение» за песню Yaara Sili Sili из
ее фильма («Lekin»).
В течении 1990-х она часто пела для Jatin-Lalit, Nadeem-Shravan, Rajesh Roshan.
Мангешкар пела для всего Yash Raj Films и для фильмов их производства, включая
Lamhe (1992), Darr (1993), Yeh Dillagi (1994), Dilwale Dulhaniya Le Jayenge
(1995), Dil To Pagal Hai (1997) и позже в Mohabbatein (2000) иVeer Zaara
(2004). Песни Yash Raj Films были известны их романтическими мелодиями,
ассоциируемые с голосом Латы Мангешкар и песни Kabhi Main Kahun, Hothon Pe Bas
, Hogaya Hai Tujhko, Humko Hamise Churalo и Tere Liye стали классикой.
A.R.Rahman сделал множество записей с Латой в течении того периода. Самые
популярные из них: "Jiya Jale" (фильм «Dil Se», представленная Прити
Зинтой), "Khamoshiyan Gungunane Lagin" (One Two Ka Four), и "O
Paalanhaare" (Lagaan).
В 1999 году был запущен бренд духов, названные ее именем - Lata Eau De
Parfum.
DTC удостаивает Лату Мангешкар в 2007 премии «Пожизненная Индийская
Награда», Мумбаи.
В 2001 году Лата получила награду «Бхарат Ратна» - высшая гражданская
награда Индии. В этом же году она открыла Больницу Динаната Мангешкар в Pune,
управляемую Медицинским Фондом Латы Мангешкар (основанный семейством Мангешкар
в октября 1989 года). В 2005 году Лата разработала коллекцию драгоценностей
«Swaranjali», которая была обработана Adora (индийская компания по экспорту
алмазов). Часть денег была пожертвована для помощи пакистанцам после
землетрясения в 2005 году. Также в 2001 году она сделала первой песни на хинди
для композитора Ilaiyaraaja в фильме Lajja (2001); до этого она записывала
песни Ilaiyaraaja на языках Тамиль и Телугу.
В 2000 Лата Мангешкар, наряду с другими резидентами области Peddar Road в
Мумбаи, выступала против строительства эстакады в области. Она полагала, что
это строительство увеличит загрязнение воздуха и грозилась покинуть город, если
эстакаду все же построят. В 2006 году сообщалось, что она ее сестра Аша купили
квартиры в Parel и планировали покинуть Peddar Road.
21 июня 2007 года Лата выпустила альбом «Saadgi», включающий в себя восемь
песен на Ghazal, композитора Майреша Рай, написанных Джаведом Ахтаром.
«Немузыкальная» карьера.Лата Мангешкар написала первую песню в 1955 году для фильма "Ram Ram
Pavhane". Позже, в 1960-х, она писала песни для фильмов на Маратхи под
псевдонимом "Anand Ghan".
• 1963 - Maratha Tituka Melvava
• 1963 - Mohityanchi Manjula
• 1965 - Sadhi Manase
• 1969 - Tambadi Mati
Она выиграла награду «Лучший музыкальный директор» от Правительства штата
Махараштра за фильм «Sadhi Manase». Песня Airanichya deva tula из того же
фильма получила награду «Лучшая песня».
Съемки.Лата снялась в девяти фильмах:• 1942 - Pahili Mangalagaur (Marathi)
• 1943 - Chimukla Sansaar (Marathi)
• 1943 - Maajhe Baal (Marathi)
• 1944 - Gajabhau (Marathi)
• 1945 - Badi Maa (Hindi)
• 1946 - Jeevan Yaatra
• 1946 - Subhadra
• 1948 - Mandir
• 1952 - Chattrapati Shivaji (Hindi-Marathi), в качестве гостя в одной песне
• 2000 - Pukar (в качестве гостя в песне Ek Tu Hi Bharosa)
Продюсер.Лата является продюсером четырех фильмов:
• 1953 - Vaadal (Marathi)
• 1953 - Jhaanjhar (Hindi), со-продюсер с C. Ramchandra
• 1955 - Kanchan (Hindi)
• 1990 - Lekin (Hindi)
Награды и признания.Лата Мангешкар выиграла несколько наград и почестей, включая Padma Bhushan
(1969), Padma Vibhushan (1999), Dada Saheb Phalke Award (1989), Bharat Ratna
(2001), три национальные премии, и 12 наград от Ассоциации журналистов фильмов
Маратхи. Также она получила четыре награды «Лучшее женское исполнение». В 1969
году она сделала необычный жест, отказавшись от награды «Лучшее женское
исполнение», тем самым, продвигая новый талант. Позже Лате дали пожизненную
награду Filmare за ее достижения (1993).
1984 год – награда Государственного Правительства Мадья Прадеша.
1992 год - награда Государственного Правительства Махараштры.
В 1974 году, Книга Рекордов Гиннеса внесла в список Лату Мангешкар, как
певицу, исполнившую наибольшее количество песен в истории (по сообщениям, это
около 25000 соло, дуэтов, поддержка хоров на 20 индийских диалектах между 1948
– 1974 гг). Этот отчет оспаривался Мохаммедом Рафи, который утверждал, что он
спел около 28000 песен. После смерти Рафи, в издании 1984 года объявили имя
Латы Мангешкар на «Рекордное количество записей», но также и упомянули о
заявлении Рафи. Более позднее издание Книги Рекордов Гиннеса заявило, что
количество песен Латы равняется приблизительно 30000 записей (между 1948 – 1987).
Поклонники творчества Латы говорили даже о таких цифрах, как 50000 записей.
Однако, по заявлениям критиков и журналистов, даже в самом раннем издании Книги
Рекордов Гиннеса количество песен преувеличено. Сама Лата Мангешкар сказала,
что не ведет учет записанных ею песен и сама не знает, откуда редакторы Книги
Рекордов Гиннеса взяли всю эту информацию. Согласно доступным отчетам, число
песен, спетых Латой (на языках Хинди и Урду) до 1991 года равняется 5250; общее
количество песен, записанных на других языках, намного меньше. В 1991 году
запись о рекорде Латы в Книге Рекордов Гиннеса была удалена из-за противоречий.
Такжеи звестна как: СоловейБолливуда.
Журнал Time признал ее «безоговорочной королевой индийского закадрового пения».
Лата Мангешкар – по сей день кумир для каждой индийской девушки, мечтающей
стать певицей. Некоторые факты из биографии:
Лату Мангешкар по праву называют самой популярной закадровой певицей в истории
Болливуда. Уже более полувека в кино ее голосом поют самые известные актрисы Индии:
от Наргис (Nargis) до Прити Зинты (Preity Zinta) и др. Также ею записаны
альбомы всевозможных жанров (газали, поп и т.д.). Лата была старшей дочерью в
семье среднего достатка. Ее отец, Динанат Мангешкар, был не только актером, но
и владельцем театральной компании и известным классическим певцом. Музыка была
для них неотъемлемой частью жизни. В дальнейшем профессионально заниматься
музыкой стали также брат и сестры Латы – Хридайнат (Hridaynath Mangeshkar), Уша
(Usha Mangeshkar), Мина (Meena Mangeshkar) и Аша Бхосле (Asha Bhosle).
Отец начал давать Лате уроки певческого мастерства, когда ей было пять лет.
Также с юных лет она занималась с такими знаменитыми певцами как Аман Али Хан
Сахиб (Aman Ali Khan Sahib) и Аманат Хан (Amanat Khan). Вокальные упражнения
давались ей с первого же раза – уже тогда в ней был виден данный свыше
музыкальный дар.
Однако ее вступление в музыкальный мир Болливуда пришлось на не очень удачное
для нее время – как уже писалось ранее, тогда, в 40-х годах, в моде были певицы
с низкими голосами и так называемым «носовым» пением – такие как Нур Джихан и
Шамшад Бегум. Вхождение Латы в мир киноиндустрии было также осложнено непростым
финансовым положением, в котором оказалась тогда ее семья. В 1942-м умер ее
отец - и Лате пришлось зарабатывать, чтобы хоть как-то обеспечить семью. Между
1942 и 1948-м она снялась в эпизодических ролях в восьми фильмах на языках
хинди и маратхи, чтобы финансово поддержать родных (хотя карьера актрисы ее не
так уж привлекала).
Как закадровая певица она дебютировала в фильме на маратхи Kiti Hasaal (1942),
но по иронии судьбы эта запись не сохранилась, поскольку песню из фильма
вырезали. Однако продюсер этого фильма, Васант Джоглекар, был очень впечатлен
талантом Латы. Позже он скажет о ней: «Она интроверт - вот почему она не горда.
Но она показывает свою гордость в своем пении».
Однако в 1948-м Лате удалось совершить большой прорыв – она очень успешно спела
в фильме Majboor Гулама Хайдера (ранее открывшего и звезду тех лет Нур Джихан),
а в 1949-м в свет вышли релизы четырех ее фильмов: Mahal (1949), Dulari (1949),
Barsaat (1949) и Andaz (1949). Все четыре фильма стали хитами, а песни из них
достигли вершин невиданной доселе популярности. Теперь необыкновенное, высокое
пение Латы стало новым трендом индийского кино, а мода на низкие голоса
полностью устарела. Практически в течение года, благодаря Лате, лицо
закадрового пения в Индии изменилось навсегда.
Единственными певицами с низким голосом, которым все же удалось «выжить» в кино
после этих перемен, были Гита Датт и Шамшад Бегум (Geeta Dutt, Shamshad Begum).
Сестра Латы, Аша Бхосле, в конце 50-х тоже стала очень популярной певицей – и с
тех пор (и практически по сей день) обе они остаются королевами индийского
закадрового пения.
Голос Латы Мангешкар всегда был столь многогранен, что это давало композиторам
невиданную до тех пор свободу в их творческих экспериментах. Все песни Латы
становились хитами независимо от композитора - но, как считают некоторые
исследователи, наиболее чудесно ее голос звучал в песнях С. Рамчандра и Мадана
Мохана (C. Ramchandra and Madan Mohan).
В 60-е и 70-е творчество и популярность Латы набирают силу (некоторые даже
стали обвинять ее, что она монополизировала всю отрасль закадрового пения).
Однако в 80-х она несколько сократила свою рабочую нагрузку, чтобы иметь
возможность сосредоточиться на своих выступлениях за рубежом.
Сегодня Лата поет уже не так часто (несмотря на то, что популярность ее
по-прежнему велика и даже становится еще больше). Но даже сегодня главные
индийские кинохиты редко обходятся без ее легендарного голоса. В 90-2000-х это, к примеру, Dilwale Dulhania Le Jayenge (1995), Dil To Pagal Hai
(1997) и Veer-Zaara (2004).
О
сотрудничестве с Латой:
Радж Капур называл Лату
воплощением богини Сарасвати* (*богиня-покровительница искусств и наук). У
Раджа Капура была постоянная команда, записывавшая музыку к его фильмам (фильмы
Barsaat, Anaadi и т.д.). В эту команду входили: композиторы Шанкар-Джакишан,
авторы лирики Хасрат Джайпури, Шайлендра, закадровые певцы Мукеш и Лата. Песни
из всех фильмов Капура сразу становились суперхитами. Величайшими хитами стали
романтические дуэты Латы с певцом Манна Де (Manna De) в фильмах Раджа Капура –
это такие песни как «Pyaar hua, Ikraar hua», «Yeh raat bheegi bheegi», «Dil ki
girah khol do» (Raat aur din, 1967), «Aaja Sanam, madhur chandani mein hum»
(Chori Chori) и т.д.
В 80-х годах Равиндра Джайн (Ravindra Jain), слепой композитор, совершил
огромный музыкальный прорыв, когда Радж Капур попросил его написать музыку к
фильму «Ганг, твои воды замутились» (Ram Teri Ganga Maili). У Равиндры Лата
спела в этом фильме красивейшие песни, включая знаменитую Sun Sahiba Sun.
Шайлендра и Лата также работали вместе у композитора Салила Чаудхари (Salil
Chaudhary), когда записывалась замечательная музыка к фильмам Бимала Роя (Bimal
Roy) - таким как Madhumati (1958) и Parakh (1960). Однажды по просьбе Бимала Роя
Салил Чаудхари напел эмоциональную бенгальскую песню. Когда песня была спета,
Салил обнаружил, что Лата потеряла сознание. Позже Лата сказала ему, что была
так повержена этой песней, что не могла контролировать себя.
Салил сказал однажды: «Почти все мои песни, в которых нужен был женский вокал,
были спеты Латой. Я крайне редко чувствовал потребность обратиться к кому-то
еще".
С певцом-актером Кишором Кумаром (Kishore Kumar) Лата познакомилась при
забавных обстоятельствах, когда они записывали песни на студии Хемчанда Пракаша
(Khemchand Prakash). Лата шла в студию Хемчанда, а Кишор шел за ней следом,
поскольку направлялся туда же. Сначала Лата подумала про Кишора, что этот
человек преследует ее с дурными намерениями. Только после того, как Лата пришла
в студию, она поняла, что его намерение – спеть с нею дуэтом.
Лата спела максимальное число дуэтов именно с Кишором Кумаром (некоторые
ошибочно полагают, что это был Мохаммад Рафи). Хотя, конечно, Лата записала
множество дуэтов и с Мохаммадом Рафи, и с Мукешем, и с Манна Де. Ее партнеры по
песням всегда очень хвалили ее.
О тандеме Латы и композитора Мадана Мохана (Madan Mohan). Даже легендарный
композитор О. П. Найяр (O. P. Nayyar) (отношения которого с Латой нельзя было
назвать хорошими) однажды сказал в своем интервью: «Я не знаю, Лата была
создана для Мадана или Мадан для Латы. Но никогда еще не было такого
композитора как Мадан и никогда еще не было такой певицы как Лата».
О личных качествах Латы:
Однако любимой певицей всех композиторов, авторов текстов песен, актеров и
продюсеров в Болливуде Лата стала не
только благодаря своему волшебному голосу, но и благодаря своему легендарному
смирению. Нур Джихан, которой Лата подражала в первые годы своего творчества,
сказала: «Люди говорят, что Лата-джи рассматривает меня как явление, как
феномен. Я сказала бы, что это все – ее смирение. Лата-джи – это Лата-джи.
Никогда еще не рождалось такой певицы как она».
Актриса Вахида Рахман (Waheeda Rahman), большинство кино-песен которой были
спеты Латой, однажды сказала: «Лата никогда не думает о себе как о ЛАТЕ
МАНГЕШКАР. Она делает свою работу по максимуму своих возможностей и никогда не
оглядывается назад».
Говорят, что Лата и ее сестра Аша Бхосле на пике своей славы не особо ладили
друг с другом, но сейчас они в хороших отношениях. У Латы есть квартира в
Лондоне, и обе сестры часто бывают в Лондоне на отдыхе.
Цитаты из разных интервью Латы Мангешкар:
О пении для «Вир и Зара» (2004):
«Мадан Мохан был мне как брат. Яш-джи (Yashji) мне как брат. Я словно вернулась
в прошлое».
О своей любви к бриллиантам:
«Я люблю бриллианты с детства. Когда-то мой отец занимался дизайном ювелирных
украшений. У отца был острый глаз на драгоценности, и он сам любил их носить.
Мы, дети, тоже были просто очарованы драгоценными камнями. Но до того, как я
стала профессиональной певицей, я отказывалась носить украшения – я решила, что
буду носить только бриллианты.»
О своих песнях, на ремиксы которых сняты музыкальные клипы, и о безвкусице в
современном шоу-бизнесе:
«Мне это не нравится. Мне не нравятся альбомы ремиксов как конпепт, как
понятие. В довершение всего эти девочки, танцующие в крошечных одежках с
определенным намеком! С детс
Вс 17 Мар 2019, 23:15 автор ОКСАНА
» Фильм о космонавте Ракеше Шарма с Шах Рукхом в главной роли
Вс 17 Мар 2019, 23:08 автор ОКСАНА
» НОЛЬ / ZERO ))) Год выпуска: 2018
Ср 13 Мар 2019, 19:54 автор ОКСАНА
» Игра со смертью / Baazigar ))) Год выпуска: 1993
Пн 28 Янв 2019, 20:10 автор ОКСАНА
» Дабу Ратнани ))) И о его работах со звездами!
Пн 28 Янв 2019, 20:03 автор ОКСАНА
» Раис (Богатей) / Raees. Год выпуска 2017
Пт 25 Янв 2019, 16:30 автор ОКСАНА
» Фильм Ананнда Л. Рая с Шах Рукхом в главной роли
Чт 20 Дек 2018, 19:39 автор ОКСАНА
» Влюбленные (Золотое сердце) / Dilwale ))) Год выпуска: 2015
Вт 18 Дек 2018, 08:18 автор ОКСАНА
» Шахрукх Кхан и семья )))
Вс 16 Дек 2018, 23:04 автор ОКСАНА