Знание
ведущей религии страны –Индуизма - и кастовых различий дает ключ к
пониманию индийского образа и уклада жизни, к пониманию своебразного
пути культурного и исторического развития Индийского государства.
Индуизм
представляет собой сложную, исторически сложившуюся систему философских
религиозных учений, культов и религиозных сословных и кастовых обычаев
индийского общества. Его исторической традиционной основой является
многобожная религия – брахманизм, который на протяжении многих веков
реформировался в отдельные ортодоксальные единобожные (шиваизм, вишнуизм
) и неортодоксальные течения (буддизм, джайнизм) и в итоге вобрал в
себя все то, что так или иначе питалось ведическими источниками и
корнями.
Всех индийцев, исповедующих любое из многочисленных вероучений индуизма, принято называть "индуистами" или "индусами".Сами последователи индуизма называют свою религию "арья - дхарма" ("закон ариев") или сантана( вечный закон).
Индия
по сей день остается уникальным заповедником древнейших религий,
включающим и первобытные верования и культы отдельных аборигенных племен
Центральной и Южной Индии. По мере проникновения чужеземного влияния в
этой стране нашли свое прибежище и многочисленные христианские,
мусульманские и древнеперсидские религиозные течения.
Основу религиозных представлений индусов (индуистов) составляют мифы и эпические герои, собранные в пантеоне индуизма.
Бог или богиня на санскрите обозначается словом "деви", близким славянскому диво, свет, "святой".
Принято
считать, что у индусов 330 миллионов богов. Понятно, что представления о
них у простых индусов могут быть самыми общими и поверхностными.
Главным для них является культ поклонения отдельным богам, богиням и
полубогам.
В индуизме нет ни единого центра, ни единого
духовенства, ни какого бы то ни было единого письменного устава
(священного писания), ни единого порядка богослужебной практики. Зато
каждый правоверный индус должен хорошо знать и строго выполнять обычаи
своей касты, уметь исполнять домашние пуджи (жертвоприношения,
богослужение), читать мантры (молитвы), знать главные годовые праздники и
обряды, а также иметь хотя бы общее представление о главных божествах
системы индуизма.Так, в ведический период возникли мифы об
Адити-прародительнице, матери богов, о Варуне – боге ветров и облаков, о
Сурье-боге солнца, о Митре - боге дневного света и солнца, об
Ушасе-богине утренней зари, о Рудре (Шиве) красном – боге разрушения и
кровной мести, об Агни-боге огня, об Индре-боге грома и молнии,
покровителе войн, любителе хмельного напитка сомы. Многие из
перечисленных богов со временем утрачивали свое значение либо замещались
новыми. Так, в период расцвета рабства (Магадхо-маурийскую эпоху),
когда племенные вожди (кшатрии) становятся князьями и царями (раджами), а
брахманы выделяются в замкнутое сословие жрецов, вырабатываются основы
вероучения, заключаемые в "унипашидах" (философских
трактатах),брахманах” (руководствах по богослужению и жертвоприношениям)
и пуранах (сказаниях и легендах), ведическая мифология переходит в
эпос, а на ее место заступает новая семья богов, основанная на Троице
(Тримурти ) :Брахма – творец вселенной и всего сущего.
Вишну – хранитель и защитник людей.
Шива- разрушитель и созидатель.Они
могли заменять друг друга, подобно тому как в христианстве в одном и
трех лицах представляется бог-отец, бог-сын, бог-дух святой.
В этот же период сложились и религиозные каноны по руководству обществом и сословиям, такие как
"Артхашастра"
(политика и государство), "Дханурведа" (военное искусство), Дхармасутра
(правосудие и касты), "Аюрведа" (способы лечения), "Гандхарваведа"
(музыка и танцы) и Камасутра (искусство любви).
Брахма как бог –
творец также постепенно утрачивает ведущее значение в индийском
пантеоне, поэтому храмы, посвящаемые этому божеству, весьма редки.Зато
наиболее широкое распространение в современном индуизме получили два
главных течения: вишнуизм и шиваизм.
Вишнуиты носят на лбу знак
"намам" (трезубец) – красную вертикальную черту и две наклонных. У
некоторых вишнуитов на плече выжжено каленым железом изображение морской
раковины, так как Вишну олицетворяет вторую после огня стихию- воду- и
потому его называют "Нараяна" (тот, кто пребывает в "водах"). На иконах
Вишну изображается сидящим на драконе Шете или Ананте, плавающих по
волнам.Символом Вишну, охранителя религии, является Лотос (Падма) –
символ жизни. Обычно Вишну изображается четырехруким. В одной руке он
держит морскую раковину.
Шива является олицетворением третьей силы
– земли, ее горных стихий. Он часто изображается сидящим в позе Лотоса –
ночи в состоянии йоги”. Его лицо раскрашивается голубой краской.Лоб
перечеркнут тремя горизонтальными линиями, выше которых сверкает
полумесяц. С его головы свисают змеи и льется поток воды (подобие
Гималаев и стекающих с него вод), живот покрыт пеплом. Шиваиты обычно
носят на лбу три горизонтальные линии – три божественных атрибута:
материи – пракрити, сознания – саттва, энергии – раджас. Луна
символизирует разум, а змеи - чувства. Культовым или храмовым символом
Шивы является каменный лингам (фаллос) – символ мужской силы.
Особое
место в индуизме получил и культ богинь (шакти).Так, супруга Брахмы-
Сарасвасти стала богиней искусства и наук, супруга Вишну -Лакшми стала
богиней домашнего очага, семейного счастья и достатка; Парвати - супруга
Шивы выступает во множественном лице милостивых или грозных
немилостивых богинь- Дурги, Кали, Умы, Гаури, Паркаян, Блавани.
Сыновьями Шивы и Парвати являются Сканда-бог войны, и Ганеша(с головой
слона, едущий в колеснице, запряженной мышами). Кама, сын Вишну и Лакшми,
стал богом любви.
Бог Ганеша Бог Кришна
В
отдельных городах и штатах могут преобладать те или иные культы,
например, в Бенаресе – культ Шивы, в Калькутте – Кали, в Агре-Вишну и
т.д.Однако существуют и общие для всех индуистов предписания. Главные из них:
1.Марьян
– окропление по утрам свежей водой, так называемое очищение себя от
злых сил. Полным очищением считается омовение в воде священных рек.
2.Аашаман-употребление
(прихлебывание) святой воды, купленной в храмах,где она хранится в
священных сосудах. Этот ритуал означает для верующих вкушение части
целого – воды священных рек.
3. Дархан- молитвенный жест обращенный к
божеству (то же, что и крестное знамение). Руки согнуты на груди и
соединены ладонями вместе и подняты к лицу на уровне носа ( знак молитвы
и приветствия – намасте). Брахманы и йоги во время молитвы двумя
пальцами одной руки берут себя за нос (знак созерцания и отвлечения от
действительности). Так молятся обычно, когда входят по пояс в священную
воду.
4.Поклонение статуям богов является важнейшей чертой индуистской веры.
5.Поклонение
иконам – изображения богов.Иконы есть в каждом доме, учреждении и даже в
автобусах, такси. В праздники статуи и иконы украшаются цветами, перед
ними возжигаются ароматические, очистительные курения.
6.Ахалеман –
испрашивание милости богов через жрецов и брахманов.Брахман – посредник
между верующим и богом.Он является духовником каждой индийской семьи,
заключает браки и освещает все важнейшие события жизни семьи.В
основу учения индуизма были положены догматы дхармы, кармы, сансары и
ахисмы, последовательно разработанные в брахманизме, буддизме,
джайнизме.Дхарма (санскр.- закон, долг) – порядок,правило жизни,
поведение каждого индуса, установленное для той или иной касты (джати)
или сословия (варны). Основным законом для каждого члена касты является
категорический запрет занимать положение, не соответстующее его касте.Карма
– этот догмат берет свое начало из анимистических представлений об
одушевленности всего окружающего человека мира, о непрекращаемости жизни
души (сансаре) и о переселении души из одной оболочки в другую. Слово
карма” означает возмездие, воздаяние, дело. Этот догмат утверждает, что
после смерти человека его душа может вновь возродиться в более низком
или более высоком существе, заняв более низкое или более высокое
общественное положение в зависимости от того, как он выполнял
предписания догматов дхармы в предыдущей жизни. В соответствии с этим
определяется понятие о греховности или о добродетельности индуиста,
буддиста, джайна.Ахисма (санскр.- непричинение зла) – этот догмат представляет собой систему запретов убивать тех или иных животных.На
одних из них как на священных животных существует полный запрет
(обезьяна, корова, крокодил,собаки, кошки,змеи). На других (буйвол,
баран, овца и др.) – частичный.Действие этого догмата имеет и не
менее важный социальный смысл и значение: он определяет и запрет убивать
или проявлять насилие по отношению к представителям высших каст.Каждое
индийское селение и каждая семья имеют своего бога или божественного
покровителя – Грамма девата. Однако при всей разобщенности самих
понятий, представлений и культов в индуизме существует нечто единое или
общее, что объединяет их и направляет в единое русло, - это
представление об Индии как о священной земле.Согласно ему север Индии
(Гималаи и реки, берущие в них начало) – родина и жилище богов (и,
следовательно, эти места и реки священны), а все величайшие индуистские
храмы и ашрамы (монастыри) находятся в Центральной и Южной Индии, куда
не доходили завоеватели и колонизаторы.С давних пор в этой стране
существует одна из главных религиозных традиций - совершать
паломничества и к северным великим рекам, и к южным святыням.Самые лучшие храмы, говорят индусы, - южные, самые лучшие брахманы – северные.Дороги Индии – это тропы паломников, по которым шагают не только индусы, но и буддисты, джайны, сикхи и мусульмане.Неотъемлемым признаком индуизма, если не главной его чертой, является кастовая система.В
самой Индии не знают слова "каста". Его ввели в историографию
португальцы, подразумевая под этим родовые и качественные различия как
основы индийского общества и его социальной организации. В Индии же
существует термин джати”, которым определяется сословная принадлежность,
иерархия или рознь.Помимо термина "джати", сушествует другой
термин – "варна", которым обозначаются четыре главных сословия.Сначала
сложились три господствующие варны – брахманов (жрецов), кшатриев
(военачальников) и вайшьев (ремесленников, торговцев, свободных
общинников, земледельцев). Затем, по мере развития классового общества,
появилась четвертая – низшая варна, называемая шудрой, к которой были
отнесены и военнопленные, и рабы, и группы неассимилированных
аборигенных дравидских племен. Термин варна "на санскрите означал цвет".
По-видимому, он относился к различиям не только в цвете кожи и
волос,черных и белых, но и имел определенный политический смысл:
"чистые" и "нечистые", "высшие" и "низшие".С понятием варны
связан закон индуистов (индусов) о "твижди" – "дважды рожденных", к
которым причислялись три высшие варны. Их представители мужского пола
имели право по достижении зрелого возраста на обряд посвящения во второе
рождение (упанаяна) и получение знака дважды рожденного – шнура из трех
хлопковых нитей, а также прав на вступление в брак и главенство в новой
семье.Брахманы, сохраняющие в значительной степени свое
господствующее положение в жизни религиозных общин и каст, сами делятся
на несколько разрядов, соответствующих высшим и низшим кастам.Вторая
группа каст – кшатриев (военачальники, военная знать, администраторы и
чиновники в различных княжествах, раджи,магараджи ) и в настоящее время
все же сохраняет ряд своих преимуществ, а их представители продолжают
причислять себя к варне кшатриев.Границы влияния третьей варны –
вайшьев-ныне не столь определены. Но тем не менее представители многих
каст причисляют себя к вайшьям, и вот почему.Первые три касты или
варны (брахманов, кшатриев, вайшев) считаются высшими,
привилигированными, и их представители называют себя дважды рожденными”."Шудры"
(единожды рожденные) – были лишены этих сословно-религиозных прав. Они
оставались изгоями общества. Им запрещалось приобщаться к культу высших,
изучать священные книги, входить в тесное общение с дважды рожденными”.
Из них формировались низшие разряды – касты ремесленников, слуг,
уборщиков, мусорщиков, стиральщиков белья, полурабов ( долговых рабов).Помимо
шудров в Индии существовал и существует еще более низкий слой общества
–париев, или неприкасаемых, которых Махатма Ганди (отец нации”) назвал
хариджанами” – божьими людьми” – забытыми богом и людьми. Представители
этой касты отвергнутых обществом людей жили в изгнании, в резервациях
или в пределах недосягаемости.Каждая каста придерживается очень
сложной системы кастовых правил: как есть и пить, как молиться. когда
поститься, с кем и как разговаривать. Особенно строго регламентируется
кастовым обычаем жизнь наиболее угнетаемых каст. Неприкасаемые не имели
земельную собственность, не могли учить детей в школах высших каст,
ездить в общих поездах, запрещалась работа, связанная с приготовлением
пищи в ресторанах и отелях, запрещались браки вне каст, запрещалось жить
в селениях вместе с высшими кастами.Были запрещения на ношение
зонтов; одежды, надетой на оба плеча. Были и такие касты, которые якобы
оскверняли своим взглядом.Им не разрешалось выходить из хижины днем и
встречаться на пути с представителями других каст. Они могли работать
только ночью в местах, отдаленныхот жилья высших каст.Конституция
1950г. отменила все виды кастовой дискриминации, т.е. уравняла касты в
их правах, но не отменила само деление на касты.Однако и по сей день
некоторые кастовые традиции остаются в силе.
Вс 17 Мар 2019, 23:15 автор ОКСАНА
» Фильм о космонавте Ракеше Шарма с Шах Рукхом в главной роли
Вс 17 Мар 2019, 23:08 автор ОКСАНА
» НОЛЬ / ZERO ))) Год выпуска: 2018
Ср 13 Мар 2019, 19:54 автор ОКСАНА
» Игра со смертью / Baazigar ))) Год выпуска: 1993
Пн 28 Янв 2019, 20:10 автор ОКСАНА
» Дабу Ратнани ))) И о его работах со звездами!
Пн 28 Янв 2019, 20:03 автор ОКСАНА
» Раис (Богатей) / Raees. Год выпуска 2017
Пт 25 Янв 2019, 16:30 автор ОКСАНА
» Фильм Ананнда Л. Рая с Шах Рукхом в главной роли
Чт 20 Дек 2018, 19:39 автор ОКСАНА
» Влюбленные (Золотое сердце) / Dilwale ))) Год выпуска: 2015
Вт 18 Дек 2018, 08:18 автор ОКСАНА
» Шахрукх Кхан и семья )))
Вс 16 Дек 2018, 23:04 автор ОКСАНА